
Вот этот артикул 1080.33 49пш - классика, с которой сталкивался каждый, кто работал с редукторами ЦЗЛ-400. Часто думают, что раз цифры стандартные, то и проблем быть не может. На деле же каждый производитель привносит свои нюансы в термообработку, из-за чего посадка на вал может дать сюрприз.
С этим колесом мы в 2018 году чуть ли не сорвали отгрузку для карьерного экскаватора. Заказчик требовал замену шестерни по техрегламенту, а новый комплект от китайского поставщика дал люфт 0.12 мм при норме до 0.08. Пришлось экстренно делать наплавку и перешлифовку.
Особенность 49пш в том, что здесь упор сделан на износостойкость при переменных нагрузках. Но если перекалить зубья при закалке - получаем микротрещины, которые через 2-3 месяца работы вылязят сколами. Проверяли на спектрометре - оптимально когда твердость в пределах 58-60 HRC, а не 62-64 как некоторые пытаются сделать.
Кстати, о посадке. Для этого колесо зубчатое 1080.33 49пш лучше использовать прессовое оборудование с точным контролем усилия. Мы как-то пробовали термонасадку - вроде бы быстрее, но при остывании появился недопустимый зазор. Вернулись к старому методу с гидравлическим прессом и индикатором.
С 2020 года работаем с Заводом 'Цзыян Синлида Редукторное оборудование' - их сайт https://www.xld-russia.ru стал для нас основным источником по нестандартным компонентам. Особенно ценю что они сохраняют техдокументацию с 90-х, могут быстро поднять историю модификаций.
Их подход к контролю качества напоминает советские ГОСТы, но с современным оборудованием. Например, для партии колес зубчатых 1080.33 они предоставляют протоколы ультразвукового контроля каждой заготовки - это редкость даже у европейских производителей.
Как-то заказывали у них модификацию этого колеса под специфические условия - нужно было изменить угол зацепления с 20 на 25 градусов. Сделали пробную партию из трех штук, провели испытания на стенде - только потом запустили в серию. Такое отношение встречается нечасто.
Материал для 1080.33 49пш должен быть именно 40ХНМ, а не просто 40Х как некоторые экономят. Разница в эксплуатации проявляется когда редуктор работает в режиме частых пусков/остановок - обычная 40Х дает усталостные трещины раньше.
Шлифовку зубьев после закалки нужно вести с охлаждением - перегрев всего на 100-120 градусов сводит на нет всю термообработку. Мы на своем опыте убедились когда приняли партию с видимым побежалым цветом на рабочих поверхностях - через 800 моточасов появился заметный износ.
Интересный момент с шумностью. Этот тип колеса при правильном изготовлении должен давать ровный гул без резких тонов. Если слышен визг - значит есть проблемы с точностью деления зубьев. Проверяйте сразу на стенде, а не в собранном редукторе.
Самая распространенная - использование ударных инструментов при запрессовке. Даже незначительные деформации потом выливаются в биение до 0.05 мм, что для редукторов ЦЗЛ-400 недопустимо. Лучше потратить лишний час на аккуратную сборку.
Забывают про тепловое расширение - если монтируете оборудование в неотапливаемом цехе зимой, дайте редуктору отстояться сутки при рабочей температуре перед запуском. Иначе зазоры будут не те что расчетные.
Смазка первых часов работы критически важна. Мы разработали специальную приработочную пасту для зубчатых колес 1080.33 - наносим тонким слоем перед первым пуском. Снижает износ на 15-20% в начальный период.
Сейчас экспериментируем с упрочняющей наплавкой на головки зубьев методом PTA - пока результаты обнадеживают. Ресурс увеличился примерно на 30% при ударных нагрузках, но стоимость изготовления выросла почти вдвое.
Рассматриваем вариант с изменением профиля зуба по стандарту DIN 5480 вместо ГОСТ 16532-70. Теоретически это должно улучшить КПД передачи, но потребует замены сопряженной шестерни - пока считаем экономику.
Для особо ответственных применений перешли на вакуумную закалку - дороже но стабильнее. Завод 'Цзыян Синлида' как раз предлагает такую опцию для спецзаказов. Их производственные площади 5500 м2 позволяют держать отдельную линию для прецизионных изделий.
Межремонтный интервал для этого колеса в стандартных условиях - 12000 моточасов, но лучше делать диагностику каждые 8000. Особенно если работаете в запыленной атмосфере - абразив убивает быстрее чем нагрузки.
При замене обязательно проверяйте комплект - колесо 1080.33 49пш должно идти в паре с соответствующим валом и подшипниками. Мы как-то поставили новое колесо на старый вал - через месяц получили продольные трещины из-за разницы в коэффициентах расширения.
Для контроля состояния разработали простую методику - замеряем боковой зазор каждые 2000 часов. Если увеличение больше 0.03 мм - готовьтесь к замене. Лучше планировать заранее чем экстренно останавливать линию.