
Эта спецификация на зубчатую муфту встречается в документации на агрегаты среднего момента, но многие ошибочно полагают, будто последние цифры 915.15 012 — это просто артикул для заказа. На деле там зашита информация о посадках и балансировке, что мы на своем горбу прочувствовали, когда попытались ставить муфты без учета этих параметров.
Взялись как-то за замену муфты на конвейерной линии — вроде бы все по каталогу, в наличии. При сборке возникла небольшая несоосность, но по мануалу допустимо до 0,2 мм. Через две недели муфта начала греться и вибрировать. Разобрали — а там выработка на зубьях неравномерная, хотя нагрузка вроде в норме.
Оказалось, проблема в том, что мы не учли маркировку 915.15 012 — она как раз указывает на необходимость контроля радиального биения при установке. В спецификации завода-изготовителя это прописано мелким шрифтом, но кто ж читает эти примечания, когда график горит?
После этого случая всегда проверяю полную маркировку, включая эти цифры. Кстати, у Завод 'Цзыян Синлида Редукторное оборудование' на сайте https://www.xld-russia.ru в разделе муфт есть таблицы с расшифровками таких обозначений — очень выручают при подборе аналогов.
Когда только начали сотрудничать с китайскими производителями, многие коллеги скептически относились к качеству. Но на примере зубчатых муфт от Синлида убедились — там подход серьезный. Завод работает с 1995 года, и видно, что наработан опыт.
Помню, как в 2018 году заказывали у них партию нестандартных редукторов — так они прислали своего технолога, чтобы на месте замеры сделать. Для муфт типа они всегда предоставляют полный пакет документов с допусками и рекомендациями по установке.
Особенно ценю, что у них можно заказать компоненты зубчатых колес отдельно — это спасает, когда нужно срочно восстановить агрегат, а ждать поставку целой муфты нет времени.
На дробильном комплексе стояла такая муфта — отработала почти 7 лет без проблем. Потом сменили оборудование, и новая муфта той же маркировки начала выходить из строя каждые полгода. Стали разбираться — оказалось, изменили тип смазки, несовместимый с материалом втулок.
В документации на 915.15 012 четко указано, что нужно использовать консистентную смазку Литол-24, а мы перешли на более современную — вот и получили ускоренный износ.
Теперь всегда обращаю внимание не только на основные параметры муфты, но и на сопутствующие материалы. Кстати, на сайте xld-russia.ru есть рекомендации по смазкам для разных типов передач — полезная информация, особенно для новичков в цеху.
Когда в 2020 году начались проблемы с поставками, пытались найти замену этой муфте у европейских производителей. Технически аналоги есть, но вот посадочные размеры всегда отличаются на какие-то доли миллиметров.
Пришлось бы переделывать валы — экономически невыгодно. В итоге нашли выход через Завод 'Цзыян Синлида' — они оперативно изготовили нужную партию по нашим чертежам, сохранив все параметры оригинальной муфты.
Их производственная площадь в 5500 кв. метров позволяет держать на складе заготовки для большинства стандартных изделий, поэтому сроки изготовления нестандартных позиций довольно короткие.
Сейчас рассматриваем возможность перехода на муфты с твердосмазочными покрытиями — для оборудования в запыленных цехах это актуально. У Синлида как раз есть линейка редукторов с закаленной поверхностью зубьев — интересно, применяют ли они эту технологию для муфт.
В планах испытать их судовые редукторы — коллеги с соседнего предприятия хвалят, говорят, хорошо работают в условиях повышенной влажности. Если покажут себя хорошо, будем ставить и на наши моечные машины.
Для муфт типа сейчас прорабатываем систему мониторинга состояния — устанавливаем датчики вибрации, чтобы отслеживать износ зубьев в реальном времени. Думаю, это позволит увеличить межсервисные интервалы хотя бы на 15-20%.