
Если брать наш редуктор цилиндрический двухступенчатый горизонтальный, многие думают — собрал шестерни в корпус и готово. На деле же межосевое расстояние второй ступени вечно преподносит сюрпризы, особенно при термообработке валов.
Видел как на одном из подольских заводов пытались унифицировать подшипниковые узлы для обеих ступеней. Казалось логичным — меньше номенклатуры. Но при нагрузках свыше 16 кН быстроходный вал начинал вибрировать, хотя расчёты показывали запас.
Дело в том, что расчётные программы не всегда учитывают реальные отклонения твёрдости зубьев. У нас был случай, когда шестерни от Завод ?Цзыян Синлида Редукторное оборудование? с цементацией на 58-62 HRC дали прирост КПД на 3% против стандартных 45-50 HRC.
Кстати про китайских производителей. На их сайте https://www.xld-russia.ru в разделе нестандартных редукторов есть как раз те самые двухступенчатые модели с межосевым 450 мм — мы брали такие для конвейеров агломерата. Выдержали, хотя сомнения были.
При сборке всегда оставляем дополнительный зазор в подшипниках качения — не менее 0,15 мм на сторону. Да, в теории это снижает КПД, но зато при пуске зимой в неотапливаемом цехе клинья не выскакивают.
Особенно критично для редукторов работающих в циклах 'старт-стоп'. Как на том же заводе Синлида — у них в описании продукции указаны именно редукторы общего назначения, но по факту многие модели спокойно держат ударные нагрузки.
Запомнил один аварийный случай: поставили уплотнения без учёта осевого смещения валов после прогрева. Через 200 часов работы сальники начали течь как решето. Пришлось переходить на лабиринтные уплотнения с дополнительными отражателями.
Многие до сих пор льют И-40А куда попало, хотя для редуктор цилиндрический двухступенчатый горизонтальный с закалёнными зубьями нужны полиальфаолефины. Особенно если окружная скорость превышает 12 м/с.
На том же заводе из Цзыяна подсказали — их редукторы с закалённой поверхностью зубьев изначально рассчитаны на синтетические масла. Хотя в паспорте пишут универсальные рекомендации.
Проверяли на стенде: при -25°С пусковой момент с ПАО-маслом был на 18% ниже. Для Севера это критично.
Самая частая ошибка — жёсткая связь с двигателем без компенсирующей муфты. Видел как на дробильном участке за полгода выкрошили зубья второй ступени именно из-за перекоса.
Ещё момент: фундаментные болты должны иметь запас прочности минимум 30% к расчётным нагрузкам. Особенно для редуктор цилиндрический двухступенчатый горизонтальный с крутящим моментом свыше 12 кН·м.
Кстати, на сайте xld-russia.ru в технических описаниях честно предупреждают про необходимость виброизоляции — редкая для производителей откровенность.
У того же Синлида в конструкции предусмотрены съёмные крышки подшипниковых узлов — это сильно упрощает замену без демонтажа всего редуктора. Мелочь, а экономит до 8 часов простоя.
Запомнился случай с ремонтом редуктора на цементном заводе: пришлось изготовлять кондуктор для расточки посадочных мест под подшипники. Сейчас многие производители делают корпуса с запасом на 2-3 перешлифовки валов.
Из наблюдений: редукторы с закаленной поверхностью зубьев хоть и дороже на 15-20%, но межремонтный интервал у них в 2,5 раза выше. Для непрерывных производств это окупается за год.
Всегда требуйте тестовый протокол по шуму — если для редуктор цилиндрический двухступенчатый горизонтальный заявлено менее 85 дБ, это обычно соответствует реальности только при обкатке на стенде.
У того же завода Синлида в описании продукции есть важная деталь: они используют подшипники SKF или аналогов не ниже класса Р6. Это хоть как-то гарантирует отсутствие китайского 'ноунейм'.
И последнее — никогда не экономьте на термодатчиках. Лучше поставить два резервных, чем потом менять целиком редуктор цилиндрический двухступенчатый горизонтальный из-за заклинивания.